Самообразование

февраль 2024

План по самообразованию

Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Цель: создание условий для обеспечения всестороннего развития детей младшей группы через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.

Срок работы над темой: 2023- 2024 уч. г.

Задачи:

1.      Способствовать приобщению детей к словесному искусству.

2.      Формировать интерес к художественной литературе.

3.      Обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Прогнозируемый результат: дети интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам.

Актуальность: художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и      взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература сопровождает   ребенка с первых лет его жизни, развитию речи.

Схема работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический;

2 этап – составление плана работы;

3 этап – практический.

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»;

- изучение опыта коллег по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

 

2 этап (сентябрь)

- разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

 

3 этап (октябрь – май)

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

1. Рассказывание русской народной сказки «Репа».

Цель: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели; уметь выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи.

2. Рассказывание сказки «Колобок».

Цель: развивать умение эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании.

3. Чтение стихотворений о животных.

Цель: развивать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи.

1. Консультация «Насколько важно уметь читать».

2. Консультации по запросу родителей.

 

Ноябрь

1. Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, потешками.

Цель: уточнять представления детей о загадках; развивать умение отгадывать описательные загадки; познакомить с жанром потешки.

2. Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок».

Цель: умение эмоционально воспринимать содержание сказки; упражнять в подборе слов к заданному слову, пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой.

3. Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

Цель: умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запомнить действующих лиц и последовательность действий; упражнять в словообразовании.

1. Консультации по запросу родителей.

 

Декабрь

1. Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Мойдодыр».

Цель: умение эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

2. Чтение стихотворений о детях. Заучивание стихотворения Н. Саконской «Где мой пальчик?».

Цель: умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов.

3. Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».

Цель: умение эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации.

1. Папка-передвижка «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка». 

2. Консультации по запросу родителей.

 

Январь

1. Рассказывание сказки Л. Толстого «Три медведя».

Цель: умение эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста.

2. Рассказывание    сказки «Заюшкина избушка».

Цель: умение эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей.

3. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Прилетайте».

Цель: умение эмоционально рассказывать наизусть стихотворение «Прилетайте», передавая побудительную и вопросительную интонацию.

1. Консультации по запросу родителей.

 

Февраль

1. Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк».

Цель: умение эмоционально воспринимать содержание сказки, интонационно выразительно передавать        образы персонажей при воспроизведении песенок; умение составлять связные высказывания на заданную тему.

2. Заучивание стихотворения А. Кондратьева «Метель».

Цель: умение эмоционально воспринимать и понимать образное содержание поэтического текста, связывать его с реальными картинками природы.

3. Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Цель: умение внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их.

1. Консультации по запросу родителей.

 

Март

1. Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Цель: познакомить детей со значением и содержанием потешки-заклички.

2. Заучивание стихотворения А. Акима «Мама».

Цель: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию.

1. Консультации по запросу родителей.

 

Апрель

1. Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Цель: продолжать знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек.

2. Рассказывание итальянской сказки «Ленивая Бручолина».

Цель: умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, используя метод моделирования.

1. Консультации по запросу родителей.

 

Май

1. Чтение произведений А. Крылова «История с ежом», «Заболел петух ангиной».

Цель: умение воспринимать языковые и художественные особенности поэтического текста.

2. Заучивание стихотворения «Хнык».

Цель: умение интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение, обогатить словарь детей.

1. Консультации по запросу родителей.

 

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

 

Методическая литература по теме:

1.      Гурович Л.М., Берегова Л.Б. «Ребенок и книга».

2.      Карпинская Н.С. «Художественное слово в воспитании детей».

3.      О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». 

декабрь 2021

«Звуковые шапочки»

ЦельРазвивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.





Тема: «Развитие моторного праксиса  дошкольников по технологии Вересовой Т.В. как условие успешного формирования речи детей»

Актуальность: Особенности развития речи старших дошкольников.

Развитие детей седьмого года жизни должно отражать и понимать объяснение педагога. Использовать в речи знания природоведческого, исторического, математического характера, выделять существенные признаки предметов, доступные пониманию дошкольников; сравнивать предметы между собой, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять признаки простейших явлений, группировать предметы, имеющие общие признаки.

Производить сравнение, анализ, обобщение, объяснять связи между явлениями ребенок сможет лишь в том случае, если он умеет использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции, имеет достаточно богатый и активный словарный запас.

Задачи:

1.    Обогащение, уточнение и активизация словаря детей в методике развития речи;

2.    Формирование у детей умения строить как простые, так и сложные предложения, учить детей давать развёрнутые ответы, употреблять сложноподчинённые предложения;

3.    Учить детей определять звук, изменивший значение слова, развить слуховое внимание детей;

4.    Развить связную речь детей;

5.    Подготовить детей к обучению грамоте, формирование у детей представлений о слове и предложении;

6.    Приобщение детей к художественной литературе.

Месяц

Содержание работы

Практический выход

1

сентябрь – октябрь

Продолжить изучение работы по данной теме. Познакомить родителей с работой Д/У и задачам по развитию речи детей подготовительной к школе группе через развитие моторного праксиса

Продолжить повышать уровень знаний воспитателя по данной теме. Информационная консультация для родителей «Кнопки мозга» - развитие умственных способностей ребёнка.(кинезиология)

Авторы: И.М. Анварова, А.А. Калябина, Л.В. Михляева.

2

ноябрь

Создание игр по речевому развитию «Звуковые шапочки», «Волшебные кубики».

Обогащение развивающей среды группы.

3

декабрь

Дидактические игры с детьми по развитию речи.

«Звуковые шапочки» - изготовить с детьми игру своими руками.

4

январь

Формирование у детей понимания смысловой стороны слова (многозначности).

Объяснить детям смысл слова и обучить умению точного употребления слова в речи.

5

февраль

Формирование понимания синонимичных значений слов у детей подготовительной группы в различных видах деятельности.

Ознакомление детей с близкими по смыслу словами.

6

февраль – март

Составление текстов со словами синонимичного ряда.

«Подбери нужное слово»; «Составь с нами предложение; скажи по-другому».

7

апрель

Лексические игры.

«Зашифрованное слово», заменять его синонимом. Составлять фразы, в которых имеются близкие по значению слова.

8

май

1.Слова – друзья;

2.Составление памяток и консультаций для родителей;

3.Проведение итогового контрольного диагностического исследования.

Доктор – врач. Слова, которые об одном и том же говорят, но разные по написанию.

Луна – месяц, летчик – пилот. Используя метод наблюдения выявить, что удалось за 3 года работы по этой теме. Отчёт за год.