февраль 2025
План
по самообразованию
Тема: «Художественная
литература как средство всестороннего развития дошкольника».
Цель: создание условий
для обеспечения всестороннего развития детей средней группы через формирование
устойчивого интереса к художественной литературе.
Срок работы над темой: 2024- 2025 уч. г.
Задачи:
1. Способствовать приобщению детей к словесному искусству.
2. Формировать интерес к художественной литературе.
3. Обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Прогнозируемый результат: дети интересуются
художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно
относятся к книгам.
Актуальность: художественная литература открывает и объясняет
ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и
воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского
литературного языка. Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни, развитию
речи.
Схема работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический;
2 этап – составление плана работы;
3 этап – практический.
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Художественная
литература как средство всестороннего развития дошкольника»;
- изучение опыта коллег по теме «Художественная литература
как средство всестороннего развития дошкольника»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
- разработка консультаций, опросов, буклетов,
анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с
дошкольниками по теме «Художественная литература как средство всестороннего
развития дошкольника».
3 этап (октябрь – май)
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Октябрь |
|
1. Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со
скалочкой». Цель: воспитывать эмоционально-образное восприятие
содержания сказки; понимать и оценивать характер и поступки героев. 2. Чтение стихотворений об осени. Цель: умение эмоционально воспринимать образную
основу поэтических произведений; развивать творческое воображение. |
1. Консультация «Как приобщить ребенка к чтению?». 2. Консультации
по запросу родителей. |
Ноябрь |
|
1. Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Цель: умение понимать образное содержание и идею
сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования. 2. Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Тишина». Цель: умение эмоционально воспринимать и понимать
образное содержание стихотворений. |
1. Консультация «Чтение литературы в семейном
кругу». 2. Консультации
по запросу родителей. |
Декабрь |
|
1. Ознакомление с малыми фольклорными формами. Цель: умение отгадывать загадки, построенные на
описании и сравнении. 2. Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат». Цель: дать представление о жанре рассказа. |
1. Папка-передвижка «Рекомендации родителям по
развитию интереса у детей к чтению». 2. Консультации
по запросу родителей. |
Январь |
|
1. Чтение веселых стихотворений. Цель: умение понимать содержание стихотворений,
юмористический смысл и несоответствия. 2. Чтение венгерской народной сказки «Два жадных
медвежонка». Цель: понимать образное содержание и идею сказки,
видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения. |
1. Консультация «Оформление книжного уголка дома». 2. Консультации
по запросу родителей. |
Февраль |
|
1. Чтение стихотворений о зиме. Цель: умение эмоционально воспринимать и осознавать
образное содержание поэтического текста. 2. Рассказывание русской народной сказки «Зимовье». Цель: воспитывать эмоциональное восприятие
содержания сказки. |
1. Буклет «Уважаемые родители, задумайтесь о том,
что дает ребенку чтение?». 2. Консультации
по запросу родителей. |
Март |
|
1. Рассказывание белорусской народной сказки
«Жихарка». Цель: умение воспринимать и осознавать образное
содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в
подборе синонимов. 2. Чтение стихотворений о весне. Цель: умение эмоционально воспринимать
стихотворения, замечать выразительные средства; умение находить различные
средства для выражения и передачи
образов и переживаний. |
1. Наглядная информация «Мы любим читать». 2. Консультации
по запросу родителей. |
Апрель |
|
1. Заучивание стихотворения С. Вышеславцева «Весна».
Цель: развивать образность речи детей, понимание
значения образных слов и выражений. 2. Чтение веселых стихотворений. Цель: умение понимать содержание стихотворений,
юмористический смысл несоответствия. |
1. Наглядная информация «Книга своими руками». 2. Консультации
по запросу родителей. |
Май |
|
1. Чтение стихотворений о весенних деревьях. Цель: умение эмоционально воспринимать образное
содержание поэтического текста. |
1. Консультации
по запросу родителей. |
4 этап (май) – подведение
итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Методическая литература по теме:
1. Гурович
Л.М., Берегова Л.Б. «Ребенок и книга».
2. Карпинская
Н.С. «Художественное слово в воспитании детей».
3. О.С.
Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».
февраль 2024
План
по самообразованию
Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Цель: создание условий
для обеспечения всестороннего развития детей младшей группы через формирование
устойчивого интереса к художественной литературе.
Срок работы над темой: 2023- 2024 уч. г.
Задачи:
1. Способствовать приобщению детей к словесному искусству.
2. Формировать интерес к художественной литературе.
3. Обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Прогнозируемый результат: дети интересуются
художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно
относятся к книгам.
Актуальность: художественная литература открывает и объясняет
ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и
воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского
литературного языка. Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни, развитию
речи.
Схема работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический;
2 этап – составление плана работы;
3 этап – практический.
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Художественная
литература как средство всестороннего развития дошкольника»;
- изучение опыта коллег по теме «Художественная
литература как средство всестороннего развития дошкольника»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
- разработка консультаций, опросов, буклетов,
анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с
дошкольниками по теме «Художественная литература как средство всестороннего
развития дошкольника».
3 этап (октябрь – май)
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Октябрь |
|
1. Рассказывание русской народной сказки «Репа». Цель: помочь детям усвоить
последовательность действий персонажей сказки с помощью модели; уметь
выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать
интонационную выразительность речи. 2. Рассказывание сказки «Колобок». Цель: развивать умение
эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании. 3. Чтение стихотворений о животных. Цель: развивать умение
эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов,
чувствовать ритм стихотворной речи. |
1. Консультация «Насколько
важно уметь читать». 2. Консультации по запросу родителей.
|
Ноябрь |
|
1. Ознакомление с малыми фольклорными формами.
Загадки, потешками. Цель: уточнять
представления детей о загадках; развивать умение отгадывать описательные
загадки; познакомить с жанром потешки. 2. Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок». Цель: умение эмоционально
воспринимать содержание сказки; упражнять в подборе слов к заданному слову,
пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой. 3. Рассказывание русской народной сказки «Теремок». Цель: умение эмоционально
воспринимать содержание сказки, запомнить действующих лиц и
последовательность действий; упражнять в словообразовании. |
1. Консультации по запросу родителей.
|
Декабрь |
|
1. Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского
«Мойдодыр». Цель: умение эмоционально
воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать
желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия. 2. Чтение стихотворений о детях. Заучивание
стихотворения Н. Саконской «Где мой пальчик?». Цель: умение эмоционально
воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов. 3. Рассказывание русской народной сказки «Маша и
медведь». Цель: умение эмоционально
воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить
слова и фразы из текста в процессе театрализации. |
1. Папка-передвижка «Художественная литература
как средство всестороннего развития ребенка».
2. Консультации по запросу родителей.
|
Январь |
|
1. Рассказывание сказки Л. Толстого «Три медведя». Цель: умение эмоционально
воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и
интонационно выразительно воспроизводить слова текста. 2. Рассказывание
сказки «Заюшкина избушка». Цель: умение эмоционально
воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей. 3. Заучивание стихотворения Е. Благининой
«Прилетайте». Цель: умение эмоционально
рассказывать наизусть стихотворение «Прилетайте», передавая побудительную и
вопросительную интонацию. |
1. Консультации по запросу родителей.
|
Февраль |
|
1. Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и
волк». Цель: умение эмоционально
воспринимать содержание сказки, интонационно выразительно передавать образы персонажей при воспроизведении
песенок; умение составлять связные высказывания на заданную тему. 2. Заучивание стихотворения А. Кондратьева «Метель». Цель: умение эмоционально
воспринимать и понимать образное содержание поэтического текста, связывать
его с реальными картинками природы. 3. Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух
и лиса». Цель: умение внимательно
слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные слова и песенки
героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их. |
1. Консультации по запросу родителей.
|
Март |
|
1. Ознакомление с малыми фольклорными формами. Цель: познакомить детей со
значением и содержанием потешки-заклички. 2. Заучивание стихотворения А. Акима «Мама». Цель: вызвать у детей
радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к
маме через поэзию. |
1. Консультации по запросу родителей.
|
Апрель |
|
1. Ознакомление с
малыми фольклорными формами. Цель: продолжать знакомить
детей со значением и содержанием потешек-закличек. 2. Рассказывание итальянской сказки «Ленивая
Бручолина». Цель: умение эмоционально
воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и
последовательность действий, используя метод моделирования. |
1. Консультации по запросу родителей.
|
Май |
|
1. Чтение произведений А. Крылова «История с ежом»,
«Заболел петух ангиной». Цель: умение воспринимать
языковые и художественные особенности поэтического текста. 2. Заучивание стихотворения «Хнык». Цель: умение интонационно
выразительно рассказывать наизусть стихотворение, обогатить словарь детей. |
1. Консультации по запросу родителей.
|
4 этап (май) – подведение
итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Методическая литература по теме:
1. Гурович
Л.М., Берегова Л.Б. «Ребенок и книга».
2. Карпинская
Н.С. «Художественное слово в воспитании детей».
3. О.С.
Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».
декабрь 2021
«Звуковые шапочки»
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.
Тема: «Развитие моторного праксиса дошкольников по технологии Вересовой Т.В. как
условие успешного формирования речи детей»
Актуальность:
Особенности развития речи старших дошкольников.
Развитие
детей седьмого года жизни должно отражать и понимать объяснение педагога.
Использовать в речи знания природоведческого, исторического, математического
характера, выделять существенные признаки предметов, доступные пониманию
дошкольников; сравнивать предметы между собой, указывая на отличительные и
сходные признаки; выделять признаки простейших явлений, группировать предметы,
имеющие общие признаки.
Производить
сравнение, анализ, обобщение, объяснять связи между явлениями ребенок сможет
лишь в том случае, если он умеет использовать в речи не только простые, но и
сложные грамматические конструкции, имеет достаточно богатый и активный
словарный запас.
Задачи:
1. Обогащение, уточнение и активизация словаря детей в
методике развития речи;
2. Формирование у детей умения строить как простые, так
и сложные предложения, учить детей давать развёрнутые ответы, употреблять
сложноподчинённые предложения;
3. Учить детей определять звук, изменивший значение
слова, развить слуховое внимание детей;
4. Развить связную речь детей;
5. Подготовить детей к обучению грамоте, формирование у
детей представлений о слове и предложении;
6. Приобщение детей к художественной литературе.
№ |
Месяц |
Содержание работы |
Практический выход |
1 |
сентябрь – октябрь |
Продолжить изучение работы по
данной теме. Познакомить родителей с работой Д/У и задачам по развитию речи
детей подготовительной к школе группе через развитие моторного праксиса |
Продолжить повышать уровень
знаний воспитателя по данной теме. Информационная консультация для родителей
«Кнопки мозга» - развитие умственных способностей ребёнка.(кинезиология) Авторы: И.М. Анварова, А.А.
Калябина, Л.В. Михляева. |
2 |
ноябрь |
Создание игр по речевому
развитию «Звуковые шапочки», «Волшебные кубики». |
Обогащение развивающей среды
группы. |
3 |
декабрь |
Дидактические игры с детьми по
развитию речи. |
«Звуковые шапочки» - изготовить
с детьми игру своими руками. |
4 |
январь |
Формирование у детей понимания
смысловой стороны слова (многозначности). |
Объяснить детям смысл слова и
обучить умению точного употребления слова в речи. |
5 |
февраль |
Формирование понимания
синонимичных значений слов у детей подготовительной группы в различных видах
деятельности. |
Ознакомление детей с близкими
по смыслу словами. |
6 |
февраль – март |
Составление текстов со словами
синонимичного ряда. |
«Подбери нужное слово»;
«Составь с нами предложение; скажи по-другому». |
7 |
апрель |
Лексические игры. |
«Зашифрованное слово», заменять
его синонимом. Составлять фразы, в которых имеются близкие по значению слова. |
8 |
май |
1.Слова – друзья; 2.Составление памяток и
консультаций для родителей; 3.Проведение итогового
контрольного диагностического исследования. |
Доктор – врач. Слова, которые
об одном и том же говорят, но разные по написанию. Луна – месяц, летчик – пилот.
Используя метод наблюдения выявить, что удалось за 3 года работы по этой
теме. Отчёт за год. |